Маршрут здоровья

 МАДОУ Детский сад №2

 

"СОЛНЫШКО"

 

Яндекс.Метрика

Маршрут здоровья

 

 

         «Маршрут здоровья» – специально оборудованный маршрут на территории детского сада. Специфика маршрута в том, что общая протяженность его небольшая, и основная часть объектов создана специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей.

          «Маршрут здоровья» включает в себя три взаимосвязанных маршрута: «Тропа здоровья», «Экологическая тропа» и «Туристическая тропа». Каждая тропа разрабатывалась инициативной группой педагогов.

          Начало «Маршрута здоровья» находится на территории детского сада с южной стороны здания. Встречает посетителей тропы ее «хозяин» - старик Боровик. Здесь же располагается стенд с нанесенной картосхемой  маршрута и всех ее объектов (в виде условных обозначений) и правилами поведения на тропе.

                       Видовая точка «Старик Боровик»

                       Его сделал наш плотник из дерева. За процессом изготовления «хозяина тропы» педагоги наблюдали вместе с детьми. При этом дети имели возможность ознакомиться и с профессией плотника, и с орудиями его труда.

                       Этот сказочный герой символизирует хозяина нашего маршрута, где он встречает ребят, объясняет правила поведения в его хозяйстве, указывает путь, периодически «оживает», превращается в волшебника, оставляя на пути сюрпризы,  посылает письма с приглашениями, с заданиями, просьбами.

 

 

Экологическая тропа начинается с  «Метеостанции».

                       Видовая точка «Дождемер»

              Это специально оборудованная экспериментальная площадка для измерения осадков. Емкости для дождевой воды сделаны из небольших пластмассовых баночек и помещены под деревьями, между деревьями и на открытой местности. Места помещения баночек засыпаны песком и красиво огорожены камушками. Дождемер позволяет выяснить, где и почему выпадает больше осадков, на открытом месте или под кронами деревьев.

            

Видовая точка «Солнечные часы»

                       Дошкольники с удовольствием определяют время по солнечным часам,   оформленным в классической форме. На хорошо освещенной поляне сначала сняли дерн земли круглой формы, диаметром 1 метр и глубиной 10 см, затем постелили клеенку и засыпали песком, выравнивая углубление с землей. На середину круга забили палку высотой 1 метр. Периметр круга обложили камушками, затем по периметру круга забили колышки в соответствии падающей тени высокой палки в 9 часов утра, 12 часов дня, 3 часа дня, 6 часов вечера. Для этого с детьми старшего возраста выходили в эти часы на место работы и определяли точное направление тени и рядом с колышком выкладывали соответствующую цифру по времени.

 

 

                       Видовая точка «Термометр»

                       Для определения температуры в тени и на солнечном месте в соответствующих местах разместили настоящие термометры. Теперь дети самостоятельно могут делать выводы: где теплее, почему на открытой местности цветы и трава сохнут быстрее, где можно обходиться без головного убора, а где это опасно и т.д.

Видовая точка «Мельница»

Мельницу смастерили родители из дерева. Она очень напоминает старинные водяные и ветряные мельницы. Достаточно привлекательно  вращаются её крылья, улавливая энергию ветра. Мельница позволяет детям следить за направлением и скоростью ветра.

Видовая точка «Мини-лаборатория»

         Для организации мини-лаборатории используется выносной материал, который отбирается с учетом проводимых экспериментов и опытов.

 

Видовая точка «Альпийская горка»

                       На альпийской горке хорошо сочетаются объекты живой и неживой природы. Это одно из самых любимых мест детей всех возрастов. Альпийская горка включает в себя несколько объектов: мини-фонтан, статую лебедя, сформированный рельеф с повышениями, понижениями, склонами из камней различного размера и земли, разнообразные растения и цветы. Фонтан съемный, включается в солнечную погоду рано утром и выключается в конце рабочего дня детского сада. Вода периодически заменяется

    педагогами и детьми старших групп и используется для полива огорода.

  

 

                      

Видовая точка «Колодец» 

                       Колодец смастерили также родители воспитанников, прочно укрепили на землю, прицепили оцинкованное детское ведро к цепи, и колодец получился как настоящий. Затем, чтобы сохранить свежий вид колодца, покрыли олифой и лаком. Колодец помогает при ознакомлении с  бытом наших предков, с народными традициями, фольклором и конечно с водой, с родниками.

 

             Видовая точка «Огород»

                       Участок огорожен низким заборчиком и размещен на открытом, незатененном пространстве. Грядки огорода оформлены в виде солнышка.

Наш огород используется как опытный участок по ознакомлению детей с основными овощными культурами, их значением для нашего организма. На опытном участке «Огород» педагоги проводят для детей практические занятия, экскурсии. Дети имеют возможность проследить за условиями произрастания, развития растений и получают навыки ухода за культурными растениями. Рассаду для огорода мы выращиваем в группах вместе с детьми. Весь выращенный на огороде урожай символически с ребятами сдаем на пищеблок детского сада, но в пищу не используем, так как  наш детский сад расположен  в центре городе, рядом с торговыми точками и  большим скоплением транспортных средств.

 

             Видовая точка «Огородное пугало»

У огорода есть «Пугало», которое символизирует  образ хозяйки и сторожа грядок. Над его оформлением  трудились сразу несколько педагогов. В результате чего получилась симпатичная и модная дама, которую в народе прозвали «Марь Ивановна».

 

         «Наши друзья – птицы»

             Видовая точка «Птичья столовая»

Мы разместили деревянные кормушки с крышами на невысокие специальные столбы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям.

    Ребята всех возрастных групп с удовольствием приходят в птичью столовую,

    приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома.

 

Педагоги проводят наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививают детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру.

  

 Видовая точка «Скворечник»

                       Скворечники сделали нам родители и разместили на отдельно стоящих  деревьях,  на расстоянии 2-3 метра друг от друга и на высоте 3 метра от земли. Их леток находится  недалеко от крышки, приблизительно это расстояние равно диаметру летка. Скворечники привязали к дереву мягкой нержавеющей проволокой, повернув их лета к востоку. Для изготовления скворечников использовали остатки строительного материала, доски толщиной 2см. Размер донышка  домика 15х15 см, а высота 30 см, размер входного отверстия 5 см. Стенки домиков снаружи гладкие, а изнутри шершавые, чтобы легче было вылезать птицам наружу. Домики не крашены, чтобы сохранить запах натурального дерева и не отпугивать птиц запахом краски.

             Видовая точка «Гнездо»

             Гнездо, которое оформили на березе, также принесли родители – оно осталось в садовом домике после выведения птенцов и отлета птиц.

             Гнездо расположено не очень высоко, чтобы детям легче было рассмотреть, как вплетаются веточки, чем скрепляются между собой. Так гнездо натуральное, оно вызывает неизменный интерес у дошколят.

«Лесные жители»

             Видовая точка «Муравейник»

Наш муравейник представлен в виде холмика из хвоинок и веток растений близ лежащих деревьев. В зависимости от поставленных задач, педагоги временно «заселяют» в него или сделанных из бросового материала муравьев, или приносят в специальной таре настоящих для рассматривания через лупу. И в том, и в другом случае происходит ознакомление с жизнью насекомых, расширяются представления о взаимосвязях, существующих в природе.

 

Видовая точка «Домик белки»

             На дереве, где обнаружили педагоги углубление в виде дупла, повесили деревянный домик, из которого выглядывает игрушечная белка. Дети отмечают, что белочке понравился наш домик, поэтому она там поселилась,  в дупле у нее хранятся запасы еды.

 

             Видовые точки «Семейка ежей», «Дятел»

                       Видовые точки  троп постоянно пополняются новыми объектами. Так появилась семейка ежей и дятел на дереве, изготовленный плотником. Для семейки ежей изготовили уютный домик-гнездо около корней старой сосны, а дятла посадили на ее ствол.

             Педагоги рассказывают ребятам истории из жизни этих обитателей леса, читают произведения В.Бианки и Е.Чарушина.

 

             Видовая точка «Паутина»

Укромных и неиспользованных мест на лесополосе «Тропы здоровья» нет, чтобы могли появиться натуральные паутины. Поэтому мы паутину сплели искусственную из серо-коричневого цвета бумажной нити, размером 1х1 метр и привязали между деревьями невысоко от земли, чтобы дети могли рассматривать плетение и  самого паука (игрушка) сидящего на ней на уровне глаз. Появление такой паутины вызвало у детей столько любопытства, желание узнать появление паутин, изучить по другим источникам, энциклопедиям и натолкнула на проектную деятельность совместно с родителями и педагогами.

 

         «Туристическая тропа»

         Туристическая тропа предназначена для развития у детей физических качеств, накопления и обогащения двигательного опыта. Кроме этого, дошкольников знакомят с понятиями «турист», «туристический маршрут», «туристическая карта», «туристическое снаряжение».

 

Видовая точка «Болотные кочки».

         Так называемые «Болотные кочки» сделали из автомобильных покрышек, выступающих из земли на 10 сантиметров. Они расположены на расстоянии 25 сантиметров друг от друга. Серединка покрышек заполнена землей и снятым первоначально дерном, что и имитирует «Болотные кочки».

 

         Видовая точка «Преграда»

Преграда представляет собой дугу для подлезания, которая   сделана из большой автомобильной покрышки. Для прочной фиксации колесо вкопано в землю и красочно окрашено разноцветными красками.

    Видовые точки «Болотные кочки» и «Преграда» предназначены для перепрыгивания с кочки на кочку, для подлезания  во время спортивно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий.

 

Видовые точки «Мостик», «Сухой ручей»

         

                        Это искусственно созданный объект. Вначале педагоги сделали ручей шириной до 70-90 сантиметров местами и длиной 5 метров. Выкопали канавку глубиной 15-20 сантиметров и постелили блестящую пленку, затем насыпали местами речной песок, особенно на края ручейка  и положили на них большие, красивые гальки. Чтобы некоторые участки блестели на солнце, как вода, добавили в камни искусственные блестящие камешки. Через ручей проложили дугообразной формы деревянный мостик, сделанный родителями воспитанников, длиной 1,5 м, шириной 50 см, наибольшая высота 60 см от земли, расстояние между планками 5-6 см.

                        Детям очень нравится ходить по мостику, просто прыгать через ручеек.

 

              Видовая точка «Пенечки»

Данная видовая точка представляет собой ступенчатую дорожку, выложенную из пенечков, диаметром 25-30 см, вкопанных на разной высоте от земли 10, 20, 30, 40, 30, 20, 10 см.

 

 

 

      Видовая точка «Безопасная дорожка» сделана из круглого бревна  диаметром 20-25 см, длиной до 3 м. Чтобы бревно не качалось при прохождении по ней, его подкопали и обложили камнями по бокам.  

«Пенечки» и «Безопасная дорожка» используются для упражнений на статическое и динамическое равновесие, координацию движений. Кроме этого совершенствуется техника основных движений – естественность, легкость, точность, выразительность.

 

Видовая точка «Попади в цель»

Между двумя, недалеко стоящими друг от друга деревьями, привязан обруч. Данный объект служит для отрабатывания с детьми техники метания в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя). Для этого используются как природные материалы – шишки, так и выносной материал: мячи разного диаметра, мешочки с песком.

 

Видовая точка «Уголок отдыха»

Этот уголок  напоминает современный семейный отдых на природе. Он оформлен настоящей туристической палаткой, которую купили родители. Это выносной материал.  Дети старших групп при необходимости помогают устанавливать и собирать палатку. Перед ней  установлены пенечки и бревно, где дети могут передохнуть, послушать рассказы взрослых  на интересующие темы.

Здесь же сделан макет костра.  Дети могут почувствовать себя настоящими туристами и еще раз закрепить правила безопасного поведения в природе.

 

        Завершается «Маршрут здоровья» на северной стороне здания детского сада «Тропой здоровья».

 

 

Видовая точка «Дорожка здоровья»

Эта дорожка в соответствии с названием предназначена для оздоровления детей. По ней дети ходят босиком, с удовольствием раздражая стопы ног. Она построена из мелких галек, керамзита, деревянных палочек диаметром 5 см, из речного песка и мягкой газонной травы. Общая длина дорожки составляет 4 метра, ширина 60 см. «Дорожка здоровья» расположена в лесополосе, где между деревьями имеется большой промежуток свободного пространства. 

 

Видовая точка «Лесной доктор»  занимает укромное место за последними деревьями ближе к забору.  Здесь специально пересажены  лекарственные растения: мята, душица, валериана, календула, тысячелистник, ромашка, подорожник. В сухую погоду педагоги с детьми поливают их.

 

Видовая точка «Деревья»

 

         В состав видовых точек включены те объекты, которые уже есть на территории детского сада: береза, осина, рябина, ель, сосна, липа, клен. В процессе  обустройства  посажены дополнительно кусты шиповника, ирги, черноплодной рябины, облепихи, боярышника, смородины, малины.

         Разные деревья обладают различными энергетическими свойствами, с которыми и знакомят воспитатели своих воспитанников. Также кора разных деревьев различается по цвету, по форме, по запаху, что позволяет организовывать дидактические игры и упражнения на сенсорное развитие.

 

     На протяжении всего маршрута выставлены переносные деревянные таблички с пословицами, поговорками, призывами об охране окружающей среды, которые периодически меняются в соответствии с сезонными изменениями, тематикой и видом  мероприятий.

          Наш детский сад  в 2011 году стал победителем конкурса и получил диплом главы городского округа Сухой Лог за лучшее благоустройство прилегающей территории образовательного учреждения.

Дата последнего обновления страницы 20.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»