Профессиональный стандарт педагога

Сайт входит в межрегиональную информационную систему «Общедоступная информация образовательных организаций России»

 

 МАДОУ Детский сад №2

 "СОЛНЫШКО"

 

 

 

Профессиональный стандарт педагога

 


 

 

Е.А. Жданова, заместитель заведующего по ВМР

 

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

 

 

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

 

Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов:

  • Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
  • Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
  • Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
  • Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Профессиональный стандарт педагога  основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога

В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

 

Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей.   

Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

 

Профстандарт воспитателя в детском саду включает в себя следующие структурные части:

 

Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ  воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

  • обучения;
  • воспитания;
  • развития.

Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог») и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия.

 

Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

 

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

·        Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

·        Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

·        Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

·       Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

·        Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

 

Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Далее данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога. С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога, необходимую для качественного воспитания и обучения. Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.

 

 

Как мы с вами знаем, новый (ФГОС)стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. А вот основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

 

Какова же связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС  профстандарту?

 

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам ит.д.) сейчас применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

 

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

 

Профессиональная компетентность заместителя заведующего по ВМР в контексте единых требований профессионального стандарта педагога

 В настоящее время к должности заместитель заведующего по воспитательно - методической работе дошкольного учреждения предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня его профессиональной компетенции, но и личностных качеств. От того насколько заместитель заведующего по ВМР владеет современными методиками и технологиями организации образовательного процесса, насколько он широко информирован о всех инновациях, изменениях нормативной базы и требований в системе дошкольного и школьного образования, будет зависеть качество работы всего педагогического коллектива. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции заместителя заведующего, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается.

Педагогическому коллективу сложно перестраиваться в современных условиях переходя на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, сложно соответствовать требованиям, предъявляемым к педагогу дошкольного образования профессиональным стандартом, сложно уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и единой формы (занятия) организации детской деятельности. Многие педагоги уже сегодня готовы к преобразованию своей деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта, уже сегодня могут вести исследовательскую деятельность, разрабатывать новый методический продукт, другие оценивают значение данной работы, но не в полной мере компетентны, а некоторые педагоги вообще не мотивированы на данную деятельность. Не всегда педагоги могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, осуществить их отбор. Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Но нельзя от педагога требовать то, чему его никто никогда не учил. Наш опыт позволяет говорить о том, что определение потребности нововведения, убеждение членов коллектива в необходимости его для повышения качества образовательного процесса - это один из сложных этапов деятельности (этап организации нововведения). В этой связи велика роль управленческого состава детского сада.

На первом этапе подготовки внедрения профстандарта задача заместителя заведующего по ВМР – довести основные положения стандарта до каждого педагога. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, заместитель заведующего по ВМР говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения.

Несомненно, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи заместителя заведующего по ВМР. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. Учитывая, что большинство педагогов образовательных организаций, это педагоги со значительным педагогическим стажем, работа предстоит не малая. Задача заместителя заведующего по ВМР не оставлять такого педагога один на один с собой, ведь он может не пройти аттестацию и тогда его придется увольнять. Довольно сомнительная перспектива.

К сожалению, у нас как всегда — сначала в действие вводится профстандарт, а потом уж изменяется система переподготовки педагога.

Так, например, недавно принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве обязательных условий предписывают создание в каждом дошкольном учреждении не только полностью оборудованных игровых комнат и спортзалов, музыкальных залов, специально оборудованных помещений для проведения дополнительных занятий с дошкольниками, интернета, медиатек, спортивных площадок, лабораторий и т. д. В соответствии с ФГОС ДО также необходимо полностью обновить и учебно-методические пособия, образовательные и рабочие программы педагогов и специалистов ДОУ. И хотя добрая половина детских садов еще не в состоянии создать для детей такие условия, в соответствии с буквой закона прокуратура или обрнадзор вправе приостановить деятельность учреждения образования, не выполняющего требования стандарта. Но на практике детские сады продолжают работать в реальных условиях. Вывод один: бессмысленно бесконечно обновлять нормативную базу такой масштабной, общественно значимой сферы, как образование, без учета реального состояния образовательных учреждений, готовности самого государства обеспечить условия для выполнения своих же требований.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Очевидно, что цель профессионального стандарта педагога — повышение качества его работы. Он является перечнем требований, выдвигаемых работодателем при приеме на работу. Он служит инструментом оценки качества работы педагога при аттестации. Он определяет основные требования к подготовке будущих педагогов. Работодатель — руководитель образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации.

Нельзя допустить, чтобы профессиональный стандарт педагога только придал дополнительный стимул инспекционным поездкам чиновников и прокуроров для неплановых визитов в образовательные учреждения. Но как же добиться, чтобы новый профессиональный стандарт педагога стал регулятором повышения качества работы конкретного образовательного учреждения?

Сегодня тысячи воспитателей у компьютеров пополняют бесчисленные базы данных, заполняют необходимые документы, ведут электронное портфолио, пишут программы, с головой уходят в освоение дистанционного обучения — им не до живого общения с детьми. Работая в таком темпе, не успевая за постоянно меняющейся нормативной базой содержания образования, мы с тревогой заметили истощение у детей эмоциональной сферы, трудности в социализации. Однажды во время очередного семинара мною была услышана следующая фраза: «Если вы хотите, чтобы мы все это успели, тогда заберите у меня 25 детей, за жизнь и здоровье, а также за образование, которых я отвечаю 12 часов в сутки». Но как же быть? И к каким результатам после внедрения профессионального стандарта мы должны прийти уже через 5-6 лет?

На первый взгляд всё просто: чтобы регулятор системы образования заработал, нужно лишь наполнить профессиональный стандарт педагога идеальным содержанием, отбором которого занимаются команды разработчиков. Но, чтобы добиться повышения качества образования, единственный путь, это разработка внутренних стандартов учреждений образования. При таком подходе профессиональный стандарт, принятый государством, будет представлять собой широкую рамку, используя которую образовательное учреждение разрабатывает свой внутренний стандарт, учитывающий специфику его условий и деятельности. Во внутреннем стандарте формулируются задачи, которые необходимо решить, чтобы детский сад соответствовал запросам социума именно там, где он находится.

Очевидно, что внутренние стандарты детских садов будут отличаться во всем, начиная с подбора персонала и требований, предъявляемых к педагогическим кадрам. Во внутреннем стандарте нашего дошкольного учреждения мы дополнили принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств профессионального стандарта педагога следующими характеристиками:

  • способность к самообразованию и личностному росту;

  • осознанное или интуитивное понимание ребенка, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития, создание «обогащенной среды», погружение ребенка в среду человеческой культуры;

  • видение современных требований и задач образования, ценностное отношение к ребенку, к культуре его развития, к творчеству;

  • потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития; способность проявлять гуманную педагогическую позицию;

  • умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению субъективно новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно- смысловую направленность.

Новый профессиональный стандарт педагога должен вырасти в первую очередь из потребностей каждого педагога, каждого образовательного учреждения, а не повиснуть флагом на вертикали образовательной власти, это позволит снизить риски, связанные с переходом к повсеместному внедрению нормативного документа общенационального масштаба.

 

Дата последнего обновления страницы 09.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения